Деловая этика
Cовременный предприниматель
Категории: Правила приветствия

На протяжении многих лет у нас в стране слово „предприниматель“ употреблялось в ироническом, а то и в ругательном смысле. Человеком нечестным, склонным к аферам, устройству выгодных дел, стремящимся к получению прибыли называли всякого, кто подпадал под понятие „предприниматель“. Такое отношение к предпринимательству вполне понятно, ибо оно было у нас „вне закона“, хотя фактически и существовало, но существовало в скрытой авантюрно-спекулятивной форме, выраженной в многообразных способах расхищения государственной собственности. Такого рода капитализм действовал в нашем социалистическом отечестве, не исчезая ни при военном коммунизме, ни при развитом социализме. То, что в быту принято именовать фарцой, спекуляцией, теневой экономикой, и было реально существующим предпринимательством.

Сейчас предпринимательство у нас узаконено, поскольку всем стало ясно, что предприниматели (бизнесмены, менеджеры, дилеры и маркетологи) — это продуктивно деятельные люди, которые оказывают решающее влияние на состояние рыночных отношений. В проведении нынешней экономической реформы в России предпринимательство заняло центральное место, а предприниматель стал ведущей фигурой в сфере экономики. Его обогащение есть обязательное условие обогащения всего общества, всей страны. Именно в этом смысл современного предпринимательского движения.

Велико значение предпринимательства и в морально-психологическом плане, поскольку предприниматели призывают к активной деятельности, выступают против настроений иждивенчества, безысходности и безволия. „Состояние, в котором находится сегодняшнее общество, — считает наш известный предприниматель К. Боровой, — это некоторая степень паралича. Неуверенность, страх, какая-то замороженность — это все очень опасно. Но люди сами должны понять, что так дальше жить нельзя, что ждать больше нечего. Никто не придет, не даст, не поможет. Надо действовать самим“

Предприниматель, когда действует, всегда рискует. Риск (финансовый, социальный, политический, психологический) является обыденной стороной предпринимательской деятельности. В отличие от политического лидера предприниматель часто действует в одиночку, беря на себя всю ответственность и принимая решения, последствия которых при неблагоприятном исходе могут быть пагубными для него самого и для его дела. Склонность к риску, готовность и умение рисковать являются важнейшей чертой характера любого предпринимателя, в том числе и нашего. Однако у наших бизнесменов риск не всегда соседствует с трезвым расчетом, стремлением просчитать последствия предпринимаемого действия на несколько „ходов“ вперед. Если западные бизнесмены вначале анализируют, а потом действуют, то наши бизнесмены поступают прямо противоположным образом: вначале действуют, а потом анализируют.

Предпринимательство как — тип экономического поведения самым тесным образом связано с отношением к собственности. Отдельные предприниматели усматривают свое призвание в рамках государственной и коллективной собственности. Однако в основном предприниматели ориентированы на самостоятельное принятие решений и их выполнение. Они заинтересованы в максимальной свободе выбора. Для них более всего подходит статус собственника, который позволяет им максимально использовать свой потенциал.

Однако предприниматель не только собственник, он должен быть организатором производства, который берется за дело на свой страх и риск. При этом он может использовать либо свои средства, либо взятые в кредит, либо арендованные. Таких предпринимателей сейчас становится у нас все больше и больше.

Предпринимательская активность бизнесменов определяется мотивами их деятельности. В современном бизнесе основными мотивами являются творческий и конъюнктурный.

В условиях развитого рынка конъюнктурный мотив становится второстепенным, а творческий (т.е. поиск путей наиболее лучшего удовлетворения потребностей) — основным.

В период формирования рыночных отношений в основном преобладает конъюнктурный мотив. Это происходит потому, что, во-первых, среда, в которой действуют предприниматели, еще нестабильна, и, во-вторых, спекулятивные операции обеспечивают на первых порах при меньших затратах более высокий результат.

Мотивы предпринимательской деятельности не одинаковы для лиц разного возраста. Предприниматели моложе 36 лет на первое место ставят материальные стимулы, а те, которые уже достигли определенного уровня материального благополучия, выше ценят стремление к свободе и самореализации. Для этих людей важно не столько удовлетворить материальные потребности, сколько реализовать свой потенциал и даже принести пользу обществу. Таким образом, начинающий предприниматель, вступая на путь бизнеса, неизбежно должен пройти период „первоначального накопления“.

Мотивация предпринимательства приобретает различную окраску в зависимости от того, каким бизнесом предприниматель занимается — „белым“, „серым“ или „теневым“. „Белый бизнес“ возможен в государстве, в котором урегулированы правовые, организационные, экономические и этические нормы предпринимательской деятельности. Можно сказать проще, это нормальный бизнес в нормальном государстве, т.е. когда предприниматели находят новые, более эффективные способы удовлетворения существующих потребностей общества.

Анализ „белого бизнеса“ позволяет выявить четкую закономерность: чем дальше то или иное общество продвигается по пути цивилизованной экономики, тем меньше элементов недобросовестности, нечестности в отношениях между людьми. Чем богаче страна, тем постыднее и безнравственнее становятся такие понятия, как украсть„, „обмануть“.

Главным путем продвижения нашей страны к „белому бизнесу“, в котором господствует истинная культура рыночных отношений, является подъем экономики, переход не просто к рынку, а к цивилизованному рынку. Это позволит ликвидировать те исторические, социальные и культурные условия, которые порождают нравственные пороки в сфере хозяйствования.

К сожалению, „белый бизнес“ в нашей стране еще не „прижился“. Для нашей неотрегулированной экономики более характерен так называемый „серый бизнес“ Это не совсем нормальный, но вполне законный бизнес, так как экономические отношения чаще всего основываются не на законе, который недостаточно полно регламентирует рыночные взаимоотношения, а на „джентльменских соглашениях“. Можно сказать, что этот вид бизнеса основан на нормальной рыночной экономике, которая поставлена государственной системой в ненормальные условия. Предпринимательские возможности проявляются в использовании несовершенного рыночного механизма посредством спекулятивных операций, осуществляемых в связи с разницей цен на различных рынках.

Кроме „серого бизнеса“, т.е. не совсем цивилизованного, в нашей экономике существует и, к велико сожалению, все большую силу набирает“теневой 6изнес, т.е. бизнес, в котором для достижения цели используются противоправные экономические действия. Этот бизнес, по мнению признанного в этой области специалиста Т. Корягиной, включает в себя три формы теневой экономики: 1) неофициальную, т.е. фактически легальную, но не учитываемую официальной статистикой, 2) фиктивную (приписки) и 3) подпольную (запрещенные законом виды деятельности), когда цель достигается преступным путем, а все действия характеризуются криминальной направленностью.

Среди „теневиков“ есть разные предприниматели. В основном это „работяги“, которые делают полезную работу, налаживая дефицитные производства или необходимые коммерческие связи. Все они сторонники развития рыночных отношений.

Но есть среди „теневиков“ так называемая „белая кость“, „избранные“. Разбогатев на операциях с антикварными изделиями, драгоценными камнями, они сосредоточили в своих руках огромные финансовые богатства, связи с уголовным миром (рэкет), коррумпированными государственными структурами. Они возглавляют современную организованную преступность, выступают против рынка, против легализации богатства, лихорадочно стремятся „отмыть“ эти богатства и укрепить свое политическое влияние. Борьба с теневой экономикой — это борьба именно с такими предпринимателями-преступниками, подрывающими основы нормальной рыночной экономики.

Отечественный бизнес пока еще не стал цивилизованным. Подавляющая часть наших банкиров, биржевиков, промышленников и других предпринимателей еще очень далека от следования принципам деловой жизни в цивилизованном мире. Финансовые махинации, невыполнение заключенных ранее договорных обязательств при появлении более выгодного делового партнера — все это вызывает у зарубежных партнеров значительную долю скепсиса при взгляде на развитие бизнеса в России.

Многие отечественные бизнесмены заботятся больше о своих карманах, чем о своей репутации. Отсюда случаи недобросовестного исполнения обязательств, пренебрежение интересами партнера, а иногда и откровенное стремление обмануть его.

Отечественные бизнесмены пока очень далеки и от элементарной культуры делового общения. Даже лучшие представители нашего делового мира очень часто оказываются в проигрыше при контактах с потенциальными зарубежными партнерами, потому что просто-напросто не умеют себя вести.

В прежние времена иностранцы закрывали глаза на неотесанность своих советских партнеров, поскольку те выступали не сами по себе, а в качестве полномочных представителей державы, гарантировавшей выполнение даже самых невыгодных контрактов. Теперь же наши деловые люди чаще всего представляют свои собственные предприятия и компании, и от впечатления, которое они производят на потенциального партнера, очень часто зависит судьба даже хорошо задуманного начинания.

У подавляющей части наших бизнесменов полностью отсутствует представление о деловой этике, поэтому надеяться на прочный коммерческий успех им не приходится. Вот почему они стремятся к скоротечному обогащению, стараясь сегодня любой ценой „выколотить“ деньги, не заботясь о дне завтрашнем.

Именно этим и можно объяснить, почему в сфере „бескультурного“ бизнеса мы оказались впереди. И это закономерно. Достаточно проанализировать состав современных отечественных предпринимателей по их социальному происхождению, чтобы понять причины нашего бескультурья.

По этому признаку их можно разделить на две категории. Первую категорию составляют представители так называемого „номенклатурного“ бизнеса. Это бывшие работники партийного и комсомольского аппарата. Эта категория в количественном отношении сравнительно невелика. По культуре ведения дела она лишь незначительно уступает западным предпринимателям.

Вторая и самая многочисленная категория отечественных предпринимателей состоит в основном из лиц, не имеющих в прошлом опыта административно-предпринимательской деятельности. Среди них по возрастному признаку можно выделить две группы. Первая группа — лица за 30 лет и старше — сформировалась из разного рода неудачников. К ним относятся люди, не достигшие высот в своей профессиональной карьере и потому без сожаления, бросившие работу. Как правило, это квалифицированные специалисты с высшим образованием, не сумевшие реализовать себя на государственный предприятиях и в организациях, не удовлетворенные своим материальным положением.

Вторая группа этой категории отечественных предпринимателей представлена молодыми людьми (20-30 лет), которые в основном еще не успели приобрести профессию, а азы бизнеса постигали еще в школе, перепродавая своим сверстникам одежду, косметику, электронику и т.п. После школы они либо совсем не работали, либо устраивались на такую работу, на которой оставалась масса свободного времени для основного занятия — бизнеса, тогда нелегального, „теневого“. Теперь же они с накопленными в „тени“ деньгами пришли в легальный бизнес, открыли и официально зарегистрировали свои фирмы.

Таким образом, в отличие от сравнительно немногочисленных представителей „номенклатурного“ бизнеса у подавляющего числа наших предпринимателей полностью отсутствует представление о культуре бизнеса. Их основная черта — некомпетентность, поскольку они стали заниматься бизнесом (т.е. принципиально новой для них деятельностью), не имея каких-либо специальных знаний, а также нечестное ведение дела. Зато им присущи наглость, честолюбие и эгоизм.2

Отсутствие честности у отечественных предпринимателей также вполне понятно: реального рынка у нас пока нет, что позволяет им при несовершенстве формирующегося рыночного механизма посредством, спекулятивных операций и расхищения государственной собственности наживать капитал.

В целом из-за отсутствия необходимых моральных качеств у сегодняшних бизнесменов их деятельность не оценивается положительно преобладающей частью населения и к ним относятся как к умным, но антиобщественным субъектам. Такое отношение в значительной мере обусловлено длительным культивированием антипредпринимательских убеждений, которые не позволяют населению относиться к предпринимателям как к естественным и полезным элементам социальной среды.

Но, тем не менее, в России и других государствах бывшего СССР идет активный процесс образования предпринимательского слоя в обществе. Несмотря на неблагоприятные условия формирования рыночной экономики и соблазны скоротечного обогащения появилось немало честных, по-деловому тщеславных и незаурядных предпринимателей.

Стереотипы, господствовавшие раньше в экономической жизни и общественном сознании, теперь уже не столь сильны, поскольку потенциал рыночных перемен сейчас довольно высок. Предпринимательство стало вписываться в систему общечеловеческих ценностей общества. Это дает основание надеяться, что ему удастся избавиться от налета авантюризма и выработать свою систему моральных ценностей, отвечающих цивилизованным рыночным отношениям.

Осваивая новое жизненное пространство, имя которому — цивилизованный рынок, российские предприниматели должны знать, что только 10 — 15% из жаждущих утвердиться в рыночных структурах добиваются успеха. На удачу может рассчитывать лишь тот, кто не только знает экономические законы, но и умеет устанавливать деловые связи, сотрудничать с людьми и управлять ситуацией, коллективом и самим собой, т.е. является культурным бизнесменом.

. Поведенческая культура предпринимателя определяется многими факторами, но прежде всего она зависит от соблюдения норм деловой этики и выполнения правил и условностей делового этикета. Поэтому поведенческую культуру предпринимателя начнем с рассмотрения именно этих понятий.



Деловая этика > Современный предприниматель

 


email: info@ethique.ru   © 2007 www.Ethique.ru - Делайте бизнес красиво.  
ОК