С. помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. Поэтому очень важно во время делового разговора контролировать выражение своих глаз. Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60 70% всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник, который встречается с вами взглядом менее чем 1 /3 времени общения, редко пользуется доверием.
При деловом разговоре рекомендуется направить взгляд на воображаемый треугольник на лбу вашего собеседника. Собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз. Этим вы сможете контролировать ход беседы при помощи взгляда.
Если искушенные собеседники и в состоянии сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то уж никто не способен контролировать реакцию своих зрачков. Они непроизвольно расширяются и сужаются и тем самым честнейшим образом передают информацию о вашей реакции на услышанное.
Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются. Поэтому, когда вы разговариваете со своими партнерами или клиентами или ведете переговоры, научитесь смотреть в их зрачки. Этим приемом пользуются опытные предприниматели. К примеру, китайские и турецкие купцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, зрачки его глаз расширяются.
Вообще, взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом, что видно из нижеприведенной таблицы.
ВИДЫ ВЗГЛЯДОВ, ИХ ТРАКТОВКА И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Взгляд и сопутствую- Трактовка щи в движения
Необходимо
Подъем головы и взгляд вверх
Движение головой и насупленные брови
Улыбка, возможно, легкий наклон головы
Ритмичное кивание головой
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику
Взгляд в сторону Взгляд в пол
Подожди минуту, Контакт
подумаю прервать
Не понял, повтори Контакт усилить
Понимаю, мне Контакт нечего добавить продолжить
Ясно, понял, что тебе нужно
Хочу подчинить себе
Контакт продолжить
Действовать по обстановке
Пренебрежение. Уйти от контакта
Страх и желание. Уйти от контакта уйти.