Без конфликтов
Приемы и способы ускорения принятия решений
Любая деловая беседа имеет свои подъемы и спады. В связи с этим возникает вопрос: когда переводить беседу в завершающую фазу - фазу принятия решений. Практика доказывает, что это надо делать, когда беседа достигает кульминационного момента. Например, вы настолько исчерпывающе ответили на очень важное замечание вашего собеседника, что его удовлетворение вашим ответом очевидно. Пример его типичного комментария в данном случае: "Это обязательно нужно было выяснить!" Ваш ответ сразу следует добавить положительным заключением, например: "Вместе с вами мы убедились, что внесение этого предложения будет для вас очень выгодно". Было бы ошибочно думать, что собеседник сохранил в своей памяти все ваши аргументы и запомнил все преимущества, предложенного вами решения. Его типичным высказыванием в завершающей, фазе беседы обычно бывает: "Мне нужно еще раз все основательно обдумать". Но это скорее состояние "переполненной головы", чем проявление его нерешительности. Поэтому в таких случаях нужно использовать приемы ускорения принятия решения. Существует два таких приема: "прямое ускорение" и "косвенное ускорение". "Прямое ускорение". Пример такого приема: "Мы сразу будем принимать решение?" Чаще всего собеседник еще не успел принять решение, и поэтому он отвечает: "Нет, пока не нужно. Я еще должен все обдумать". С помощью приема "прямое ускорение" можно принять решение в самые короткие сроки. Но такой прием часто не достигает цели, поскольку в 50% подобных случаев собеседник говорит "нет". "Косвенное ускорение". Этот прием позволяет привести вашего собеседника к желаемой цели постепенно. Преимущество его в том, что вы довольно рано начинаете работать над достижением своей цели, снижая степень риска неудачи. Существует четыре варианта этого приема. 1. Гипотетический подход. Почти все люди испытывают некоторый страх, оказавшись в ситуации, когда им необходимо принимать решение. В связи с этим целесообразно говорить лишь об условном решении, чтобы собеседник расслабился и привыкал к нему постепенно. Для этого подходят следующие формулировки: "Если...", "В случае если...", "Предположим, что..." 2. Поэтапные решения. Окончательный вывод собеседника можно предупредить, предположив, что основное решение беседы уже принято. Тогда принимаются только предварительные или частичные решения. Таким образом, вы фиксируете отдельные моменты решений еще до того, как собеседник дал свое согласие. В результате достигается сильное воздействие (путем внушения) на собеседника в нужном направлении. 3. Альтернативные решения. Суть этого подхода в том, что вы предлагаете собеседнику альтернативные варианты решения вопроса. Важно, чтобы обе альтернативы вас устраивали. 4. Ключевой вопрос. Ответы на ваши вопросы в конце беседы могут облегчить положение собеседника, особенно в тот момент, когда вы обратитесь к нему, казалось бы, с безобидным, но переломным вопросом. Например: "А что бы вы предпочли...", "К какому выводу пришли бы вы в этом случае?" В чем заключается преимущество переломного вопроса? Собеседник постарается точно ответить на заданный вопрос, а его мысли в это время переключатся с решения, которое предстоит ему принять, т.е. он будет временно освобожден от психологического давления ответственности. В таком состоянии ему в дальнейшем легче будет принимать решение. Все перечисленные методы "косвенного ускорения" принятия решения продуктивны сами по себе, а если их использовать комбинированно, то их эффективность будет еще выше. Применяя эти методы, вы как бы заводите своего собеседника в безобидный тупик. Он углубляется в него и невольно приближается к окончательному решению. Пример такой комбинации: "Давайте сейчас представим (гипотетический подход), что вы познакомились с продукцией обеих наших фирм. Продукция, какой фирмы вам более всего подходит (.поэтапное решение) - "Планеты" или "МеРКурия" (альтернативное решение)! Что вы об этом думаете (ключевой вопрос)! Заключительную часть выступления собеседник запоминает лучше всего. Единственное, что он может принять из любого выступления, это заключение. Значит, последние слова оказывают на собеседника наиболее сильное воздействие. В связи с этим рекомендуется записывать и заучивать наизусть несколько последних предложений или хотя бы заключительное. Опытные деловые люди обычно заранее обдумывают два или три варианта заключительных предложений, чтобы потом в зависимости от хода беседы решить, какие из них - более мягкие или более жесткие по форме — произнести. Очень важно отделить завершение беседы от ее основной части, например, с помощью таких выражений: "Давайте подведем итоги", "Итак, мы подошли к концу нашей беседы". Теперь необходимо решить вопрос о том, когда следует произносить слова, указывающие на завершение беседы. Это зависит от наличия хотя бы одного из условий, при которых беседу можно завершить: а) если вы с помощью информационных и контрольных вопросов направили беседу к нужной цели; б) если вы привели убедительные для собеседника аргументы; . в) если на поставленные в ходе беседы вопросы вы дали удовлетворяющие собеседника ответы; г) если вы успешно справились со всеми возражениями собеседника; д.) если вы сумели создать благоприятную атмосферу для завершения беседы. Когда эти условия выполнены, необязательно подталкивать собеседника к действиям, наоборот он сам может предложить ускорить принятие решений. Вот типичные вопросы собеседника, свидетельствующие о завершении беседы, когда решение уже принято: "А вы будете участвовать в..." "Можно ли с помощью этого также...?" ."Уверены ли вы, что мы вовремя это осуществим?" "Когда можно начать работу?" "Как обстоят дела со сроками?" Другим признаком, свидетельствующим о том, что близится конец беседы, является изменение в поведении собеседника: он в расслабленном состоянии наклоняется вперед с выражением заинтересованности или, наоборот, разводит или сжимает руки; он проявляет знаки дружеского отношения; он слушает ваше выступление с выражением одобрения, иногда кивая головой; он снова перелистывает ваш проект, просматривая еще раз помещенные в нем данные. Рассмотрим теперь тактические приемы, которые способствуют прояснению обстановки при завершении беседы. Если вы заметили, что собеседник морщит лоб в поисках подходящего замечания, нужно попытаться узнать у него, с чем он не согласен, разумно применив технику вопросов. Пример: "Отвечает ли это вашим представлениям... Если нет, то почему?" Таким образом, вы узнаете истинную причину сопротивления вашего собеседника. Во всех случаях в конце беседы следует избегать альтернативных решений. Переходить к принятию решения можно только тогда, когда вы. Достигнете полной договоренности с вашим собеседником. Всегда следует быть готовым к слову "нет". Если ваш собеседник сказал "нет", беседу заканчивать нельзя. У вас должны быть подготовлены варианты, которые позволят продолжить беседу и преодолеть это "нет". Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с вашим решением. Всегда ждите, чтобы собеседник сам согласился <, вашими решениями. Не проявляйте неуверенности при принятии решения. Если вы сомневаетесь в этот момент, то не удивляйтесь, если начнет сомневаться и собеседник. Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться. Опытные деловые люди никогда не допускают неожиданности в конце деловой беседы. У них всегда в запасе есть отличный аргумент, с помощью которого они могут успешно завершить беседу. Например: "Да, я забыл добавить: в случае неудачи мы все расходы берем на себя". Тщательно следите за тем, чтобы всегда оставаться последовательным с точки зрения истины. Пользуйтесь достоверными аргументами. С помощью полуправды можно вынудить собеседника на какое-то решение, но нельзя создать корректных и прочных деловых отношений. Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не повторит слово "нет". Не сдавайтесь на милость, собеседника до тех пор, пока не испробуете все известные методы ускорения принятия решения. Достигнув цели, попрощайтесь с собеседником. Как только будет принято решение, поблагодарите собеседника, поздравьте его с разумным решением, скажите ему, что он будет доволен своим выбором, и удалитесь.

Cтатьи:
  1. Вопросы собеседников, их психологическая сущность и использование
  2. Парирование замечаний собеседников
  3. Приемы и способы ускорения принятия решений



Без конфликтов > Психология беседы > Приемы и способы ускорения принятия решений

 


email: info@ethique.ru   © 2007 www.Ethique.ru - Делайте бизнес красиво.  
ОК