Ваш имидж
Риторика
Риторика - это в переводе с греческого теория красноречия. Она базируется на трех "китах": формальной логике, филологии и социальной психологии. Деловая риторика является прикладным направлением общей риторики, направлением, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами правильного обращения со словом, его технологического использования.
Деловая риторика, прежде всего, предполагает учет факторов, существенно влияющих на коммуникационное общение. Первый такой фактор - это учет состава аудитории, т.е. то, что, характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональные особенности.
Второй фактор предполагает учет содержания и характера самого выступления. Здесь недопустим авторитарный тон, безапелляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, советоваться с ними в процессе выступления.
Третий фактор требует объективной самооценки докладчиком своих личностно-деловых качеств, компетенции в тех вопросах, с которыми он выступает перед людьми. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.
Условно выделяют следующие виды коммуникационного общения: "менторский" - поучительно назидательный; "одухотворяющий" — возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; "конфронтационный" — вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться; "информационный" - ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-либо сведений.
Бизнесменам и менеджерам надо стремиться всячески, избегать менторского тона при общении, а также остерегаться, чтобы с профессиональными успехами у них в голосе не появились поучительно назидательные нотки. Никакой позы, никакого проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакции на излагаемую информацию.
"Информационная манера" общения у бизнесменов и менеджеров популярностью не пользуется. Они чаще всего прибегают к "одухотворяющей манере" общения. В отдельных случаях они используют "конфронтационную манеру" общения. Обычно эта манера находит свое применение как прием активизации внимания людей, втягивания их в обсуждение проблемы.
В деловой риторике используются следующие психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность.
Используя принцип доступности, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт. Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать во внимание эмоционально-психологическое расслоение каждой аудитории. Для повышения доступности весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.
Принцип ассоциативности связан с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.
Экспрессивность выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.
Интенсивность характеризуется темпом подачи информации выступающим. Различная информация и разные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важны: умение выступающего ориентироваться в настроении аудитории; способность аудитории работать в определенном информационном клише; умение выступающего предлагать аудитории необходимый скоростной режим усвоения информации.
Бизнесмены и менеджеры должны уметь пользоваться "риторическим инструментарием", т.е. набором следующих коммуникационных эффектов: эффект визуального имиджа, эффект первых фраз, эффект аргументации, эффект квантового выброса информации, эффект интонации и паузы, эффект художественной выразительности, эффект релаксации.
Эффект визуального имиджа осуществляется на основе впечатления о внешнем виде выступающего. Внешний облик выступающего имеет существенное значение для принятия или непринятия его аудиторией. Первое впечатление, которое складывается у людей имеет непосредственное отношение к вызову симпатии или антипатии еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний облик, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд - все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего.
Эффект первых фраз призван закрепить или скорректировать первоначальное впечатление у людей от стоящего перед ними выступающего. Главным критерием эффекта первых фраз является заключенная в них интересная информация. И таковой она может быть не только потому, что она абсолютно новая. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению выявить основные социально-психологические слои аудитории, для которых характерны определенные настроения и ожидания, особенности эмоционального склада. Поэтому надо иметь словесные заготовки - набор первоначальных фраз, ориентированных на те социально-психологические слои, которые преобладают в аудитории.
Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика - это внутренняя организация речи, то ее внешней стороной выступает теоретическая и эмпирическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, гипотетические суждения, к эмпирической - конкретный эмпирический факт, цифровые показатели, статистические данные. Важно, чтобы эти оба вида аргументации присутствовали в каждом выступлении. Дело в том, что эмпирическая информация рассчитана на обыденное, а теоретическая - на теоретическое сознание. Когда искусно используются оба вида аргументации, то это способствует эффективному усвоению аудиторией сообщаемой информации.
Эффект квантового выброса информации является одним из действенных риторических приемов поддержания внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушающих его людей, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты "свежей" информации. "Квантовый выброс" информации имеет и другое значение. С его помощью можно объяснить последовательность изложения замысла речи.
Выступающему надо уметь пользоваться и таким риторическим приемом как эффект паузы. Этот прием полезен во многих отношениях. Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже проникнуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после - один из способов выделить его. Пауза применяется между отдельными элементами мысли (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.
Эффект художественной выразительности связан с умением грамотно строить предложения. "Прекрасная мысль, - писал Вольтер, - теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку". Искусство речи - это умение свободно использовать литературное богатство языка. Критериями литературного богатства речи являются разнообразие синонимов, риторических приемов (метафор, гипербол и т.п.) художественная образность, недопущение каких-либо словесных штампов. Полезно знать классическую и современную художественную литературу, народные пословицы и поговоPRи.
В научном менеджменте важное значение придается умению слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. В помощь слушателям в столь нелегкой работе над собой используется эффект релаксации, цель которого снять эмоциональную напряженность. Классическим риторическим приемом для этого является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта, что помогает "перезарядить" его новой эмоциональной энергией. Но, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время Д.И. Писарев сказал: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство".
Для каждого выступающего очень важно, чтобы его понимали. Доходчивость - это основное качество речи. Для того чтобы сделать свою речь более доходчивой, известный американский ученый П. Сопер в своей книге "Основы искусства речи" рекомендует использовать вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.
Определения нужны для слов, значение которых аудитория не знает, и для терминов, имеющих особый смысл в применении их выступающим. Определения чаще всего используются во вступительной части выступления, но могут встречаться и в самой речи. Обычно самый выразительный способ дать определение какого-нибудь понятия заключается в том, что вы скажете: "Приведу пример, поясняющий, что я имею в виду" - и затем изложите конкретный случай, который типичен для этого понятия.
Очень важны в речи сравнения. Умственный процесс сравнения - существенный фактор познания. Пока мы не знаем, на что вещь похожа и чем она отличается от остальных вещей, мы не можем понять ее. Сравнения служат одной цели - сделать более ясными и убедительными те высказанные мысли, к которым они имеют непосредственное отношение.
Сравнения могут быть самыми различными. Выражения, дающие представление о предмете в целом, называются метафорой. При сравнении часто используют выражение "подобно тому, как..." Более пространная форма сравнения - аналогия - представляет собой умозаключение: если два предмета или более схожи в одном отношении, то они схожи и в других.
Аналогии бывают фигуральными и в буквальном смысле. При фигуральной аналогии сравниваются два явления из разных областей, разного порядка. Они имеют только символическую связь. При аналогии в буквальном смысле сравниваются два явления из одной области, одного порядка. Аналогия в буквальном смысле обладает большей значимостью как доказательство в споре; фигуральная аналогия обычно стимулирует работу воображения.
Пример - наиболее эффективный и доходчивый прием речи. При его помощи удается, как бы приблизить предмет к слушателю. Существенное качество примера - конкретность. Примеры могут быть краткими или более подробными, фактическими или предположительными, шуточными или серьезными.
Краткие примеры незаменимы, когда приходится в условиях ограниченного времени пояснять массу подробностей.
Предположительные примеры не содержат утверждений о подлинных фактах, но они могут оказаться полезными, когда отвлеченные или общие идеи нужно сделать наглядными. При прочих равных условиях фактический пример производит большее впечатление, чем предположительный. Представление, что нечто произошло на самом деле, вызывает интерес уже при словах: "А теперь позвольте рассказать вам об одном случае, действительно имевшем место..." Кроме того, только примеры-факты могут найти применение как доказательства или обоснования.
Шуточные примеры также очень эффективны. Шутка или смешная история заставляет слушателей рассмеяться или только улыбнуться.
Ваш имидж > Деловая риторика

 


email: info@ethique.ru   © 2007 www.Ethique.ru - Делайте бизнес красиво.  
ОК




Warning: Unknown: open(/var/www/catalog001/data/mod-tmp/sess_3u6nd3517j8suks06a1gg4ump0, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/catalog001/data/mod-tmp) in Unknown on line 0